Навыки, которые нужно развивать руководителю

Человеку, занимающему руководящую должность необходимо обладать определенными личностными качествами и навыками. Личностные качества отличаются от навыков в первую очередь тем, что даны нам от природы и на них практически невозможно влиять. Навыки же поддаются развитию. Очень часто бывает, что навыки схожи с личными качествами. Например, доброжелательность и умение вежливо общаться с людьми. Человек не может стать более доброжелательным, чем его сделала природа, но зато он может научиться определенным схемам общения с людьми и успешно применять их.  Также, личные качества диктуют нам то, насколько можно развить навык. Например, гибкость. У каждого человека своя степень гибкости, но путем жизненного опыта, либо психологических тренингов можно повлиять на умение человека реагировать гибко в различных ситуациях.

В этой статье я подробно остановлюсь на навыках руководителя, точнее на тех свойствах, которые можно развивать. Каждый руководитель должен уметь хорошо планировать время: свое и своих подчиненных. Как этому можно научиться? Я считаю, что это просто дело опыта: нужно ставить задачи, четко их расписывать, в том числе и по времени. Сейчас существует много способов, кроме планирования в ежедневнике и на компьютере, есть много специальных приложений  для смартфонов, которые нужны специально для планирования. А сам навык тренируется частым повторением, а также анализом ошибок и их исправлением. Также любой руководитель должен уметь ставить цели. Целеполаганию учат на многих тренингах и семинарах, но, я считаю, любой человек может научиться этому сам, используя лишь дополнительную литературу. Например, прекрасной является система целеполагания  Smart, которая находится в свободном доступе в интернете и доступна любому человеку. В общем, система говорит о том, что любая цель должна соответствовать определенным пяти критериям. Система учит ставить именно такие цели, а также позволяет проверить каждую цель по таким критериям. Главное при целеполагании, как и в развитии любых других навыков –  частое повторение.

Руководитель общается с большим количеством людей, для этого ему нужны хорошо развитые коммуникативные навыки и умение установить контакт. Опять же, степень развития этих навыков продиктована тем, на что мы не в состоянии повлиять, это тип темперамента – интроверт или экстраверт. В зависимости от типа темперамента есть определенная степень развития коммуникативных навыков и навыков установления контакта. Развиваются они также опытом, например, в офисной среде – частые холодные звонки, а также просто ответы на телефонные звонки. В личной жизни – также деловые звонки, да и просто разговоры с незнакомыми людьми – официанты в кафе, продавцы в магазине, администраторы на СТО. Есть люди, которые сознательно избегают общения с этими людьми, а очень зря, ведь именно такое общение позволяет развивать коммуникативные навыки.

Руководитель – это человек, от которого зависит не только успешность компании, но и ее внутреннее «самочувствие». Именно поэтому руководитель должен обладать еще несколькими важными навыками – это способность взять себя в руки и мыслить рационально в любой ситуации. Эти навыки приобретаются с опытом, в жизни их часто помогают развить определенные занятия – медитации, йога. Стрессоустойчивость часто  воспитывается экстремальными видами спорта.

 

Яна Сушкова, специалист по подбору персонала ООО “Кадровый центр “Статус”